Среди 238 работ – живопись и графика, скульптура и инсталляции, а также образцы декоративно-прикладного искусства.
Экспозиция под названием «Параллели» заработала в выставочном зале «Родина».
Идея её заключена в том, что в искусстве всегда существовали две параллели – академизм и авангардизм. Но эти два направления нисколько не конфликтовали, не противоречили друг другу. Более того, многие именитые художники не боялись демонстрировать отказ от классических канонов и традиций и смело экспериментировали с новыми формами и образами.
Современные живописцы тоже придерживаются мысли, что настоящему художнику нужен творческий поиск, и не важно, в каком виде появятся его конечные результаты.
Фото: Арина Беседина«Параллели-2» – это собрание работ из 23 регионов России и Белоруссии, это яркое, масштабное, необычное событие, которое стоит посетить каждому, – уверена заведующая сектором музейно-выставочной деятельности «Родины» Елизавета Кареликова . – У нас представлены не только картины, но и скульптуры, вещи, выполненные в редких техниках, таких, например, как акватинта (техника гравюры на металле, разновидность офорта), ручное ткачество. И наибольшее впечатление от нашей выставки получат, мне кажется, люди, которые способны на сильный эмоциональный отклик, потому что современное искусство далеко от реализма и то, что ты чувствуешь, здесь основной фактор. Поэтому она может быть интересна вне зависимости от возраста, главное, чтобы у человека было желание думать, размышлять, может быть, даже заглянуть внутрь себя».
Возможности для самоанализа дарила посетителям одна из активностей, предложенных организаторами. Арт-эксперимент под названием «Краски моей души» предлагал погрузиться в глубины подсознания и создать при этом собственное произведение современного искусства.
Фото: Арина БесединаНеобычный перформанс придумала и провела молодая художница Наталья Сухенко.
Любому желающему она предлагала наполнить пустую банку теми чувствами и эмоциями, которые человек хотел туда вложить. На выбор предлагались баночки с разным содержимым: шарики, сухоцветы, листы бумаги, блёстки в ёмкостях с надписями «Слёзы» , «Фантазии» , «Зависть» , «Мечты» , «Принципы» , «Гнев» , «Радость» и так далее. Каждый для себя решал сам, чем наполнить свою баночку и отображает ли содержимое сосуда то, что присуще ему, или то, от чего он хотел бы избавиться.
Эксперимент, основанный на общечеловеческих представлениях об эмоциях, чувствах и качествах с погружением в подсознание, позволил представить внутренний мир как его автора, так и всех его участников, а в конце его появился арт-объект, состоящий из многих «банок-душ» участников перформанса.
Фото: Арина БесединаТакже в день открытия каждому посетителю выставки предоставили возможность попробовать себя в качестве художника-абстракциониста. Прямо в середине зала на больших постаментах расположились два вертикальных белых столба – контактный арт-объект «Параллели». На нём любой желающий мог изобразить что угодно, в какой хочется технике самыми простыми фломастерами, пёстрая радуга которых приглашала к тому у подножья столбов.
Но главными на выставке были, разумеется, картины, скульптура, инсталляции, каждая из которых давала пищу для ума и сердца:
«Необычная выставка. Реализм, абстракционизм, сюрреализм, формализм – всё представлено сегодня здесь, – подлился впечатлениями художник Станислав Дымов . – И это всё точно отвечает названию выставки – «Параллели». Если встряхнуть историю искусств и посмотреть её внимательно и придирчиво, то можно прийти к выводу, что параллели были всегда, и это даёт художникам толчок к новым поискам и открытиям, к воплощению нового взгляда. И это прекрасно».
Представили своё творчество на выставке и белгородские художники.
«Обычно говорят, что абстрактная живопись для художника – это возможность самовыражения, и можно не получать художественного образования, не оканчивать курсы изобразительного искусства, достаточно лишь пойти купить краски и как‑то передать собственные эмоции через цвет, линию или пятно, – смеётся художник и преподаватель Маргарита Скорбач . – Но если серьёзно, для меня перейти именно к абстракции – это возможность пройти определённую реалистическую школу. Тогда ты понимаешь азы композиции, как саму себя: где поставить акцент, выделить смысловой центр, определить цвет, характер линий. Художнику необходимо пройти три важных шага: реализм, личное отношение и только потом – абстракция. В таких работах очень важен чёткий анализ композиции и цветовая палитра. Авангард – это более сложная задача».
Результаты того, как каждый из художников использовал возможность выразить себя с помощью современных направлений искусства, можно увидеть во всех уголках «Родины», включая место под лестницей.
«Мы постарались преобразовать пространство выставочного зала, сделали упор на инсталляционные объекты, которые позволяют по‑другому взглянуть и на выставку в целом, когда мы говорим, что наша выставка – единый предмет современного искусства», – пояснил директор выставочного зала Андрей Колесников .
По его словам, разница между «Параллелями» прошлого м нынешнего года – прежде всего в географии участников:
«В 2023-м мы демонстрировали у себя работы художников из 3 регионов России, а в этом году – из 23. Выставка творцов современного искусства в таком объёме в Белгороде представлена впервые. Мы намерены «Параллели-2025» вывести на международный уровень. Кстати, уже поступают заявки на будущий год из африканских стран, Сирии».
Оценить буйство красок, динамизм и энергию представленных на II Межрегиональной выставке современного искусства «Параллели» работ можно будет до 13 октября.
Арина Беседина