Тень российской печати

Фото Вадима Заблоцкого

На эти газеты нельзя оформить подписку. Их не найти в газетных киосках. Про них ничего не знают в читальном зале ближайшей библиотеки. У них нет интернет-версий (и никогда не было). Они остались только в архивах – государственных и личных, да ещё в памяти своих читателей и создателей.

Первый таблоид

Результат августовского путча 1991 года – раскол в «Белгородской правде». Главная областная газета осталась верна родной партии, выступив в те дни на стороне ГКЧП против «реформаторов». Журналисты, поддерживавшие «демократические силы» (кто был в те дни прав, а кто – нет, не разобрались до сих пор), хлопнув дверью, уходят в молодёжную газету «Смена», на базе которой создают новое издание – хулиганистый еженедельник «Зебра». Название – своеобразная аббревиатура, расшифровывается как «ЗЕркало БелгоРодА и окрестностей».

«Однако «Зебра» – это не только зеркало, в котором будут отражаться все самые интересные события и происшествия, – поясняют в обращении к читателю авторы издания. – Мы назвали так газету ещё и потому, что жизнь у нас как зебра полосатая: был и белый цвет, будет и чёрный цвет – вот и весь секрет».

В некотором смысле «Зебра» – ровесник новой России: выход первого выпуска почти совпадает с подписанием Беловежских соглашений. С распадом СССР уходят в небытие и партийный диктат над прессой, и былые страхи: «Зебра» охотно освещает прежде табуированные темы секса, проституции и оргпреступности. Большим успехом пользуются репортажи из жизни закрытых для чужого глаза сообществ – от цыган до гомосексуалистов. Издание стремится изо всех сил соответствовать заявленной концепции, в которой сулит «самые животрепещущие криминальные и эротические истории» и обещает «самые выгодные объявления по купле, продаже и обмену всего, что только душа пожелает».

  • Публике новая газета нравится. Острая на язык, скандальная и слегка «отбитая» – в «Зебре» ощущается сам пульс девяностых. В центре внимания – последняя страница: обычно на ней публикуют обнажённых девушек во всю полосу ( «Всё с себя продала, но на «Зебру» собрала!» – сообщает подпись к фотографии), а к 8 Марта даже отваживаются поместить в качестве подарка читательницам голого мужика. Часть аудитории, правда, раздражённо морщится: мол, бульварное чтиво. Впрочем, власти газету зауважали. Замглавы городской администрации Владимир Бабин , поздравляя издание с полугодовым юбилеем (!), пишет:

    «Молодцы – да и только! Лихо рванула ваша лошадка с места в карьер, не прошло и полугода, как обставила и партийно-племенного тяжеловоза (камень в огород «Белгородской правды» – прим. ред.) , и норовистых бегунков вроде «НБ» (газета «Наш Белгород» – прим. ред.) . Уже листая первые полосатые номера, честно скажу: по-хорошему завидовал вам – вашей восьмой полосе и вообще смелости, лёгкости, оригинальности. У меня так не получалось…»

    «Зебра» просуществует около десяти лет и прекратит существование в начале 2000-х, не выдержав конкуренции с другими еженедельниками (в первую очередь – с «Житьём-бытьём»). Впрочем, один из идейных вдохновителей тогдашнего таблоида Валерий Джавадов ныне – главный редактор этого самого «Житья».

    Первое частное издание

    Риск – дело благородное. А начало 90-х – время рисковых людей. В июле 1992 года предприниматель Юрий Агарков занимается тем же, чем и добрая половина страны. А именно – оптовой закупкой и последующей перепродажей чего угодно – от турецкой одежды и железных труб до белгородских яиц и макарон. При этом водит знакомства со столичной богемой вроде художника Пригова, поэта Рубинштейна и прозаика Сорокина.

    Общение с андеграундными концептуалистами наводит предпринимателя на мысль издавать общероссийскую газету «ЛИКи. Литература. Искусство. Культура». Правда, тут дальше названия дело не зашло, зато появился региональный еженедельник «Риск» . Время для запуска выбирают удачное: основной конкурент («Зебра») всей редакцией уходит в отпуск на целый месяц, так что неизбалованный периодикой народ тут же переключается на новое издание.

  • В названии также обыгрывают аббревиатуру. Газету задумали как рекламно-информационную, поэтому Р в шапке означает «реклама», И – «информация». Что означают оставшиеся две буквы, осталось неизвестным.

    В отличие от желтоватой «Зебры», «Риск» претендует на интеллектуальность. Редакция устраивает читательские встречи с авангардными московскими литераторами. В центре внимания также экономика и культура. Для начинающих предпринимателей (ещё вчера их клеймили с газетных полос как «спекулянтов») – респектабельная рубрика «Как начать своё дело» с конкретными примерами белгородцев, вписавшихся в рыночную экономику. Основные симпатии – на стороне демократов ельцинского призыва.

    Чуть позже на базе того же «Риска» появляется первая детская газета «Переменка» . В отличие от старшего брата, почившего в конце 1993 года, она смогла выжить в лихие 90-е и циничные 2000-е и переродиться в детский журнал «Большая переменка» , который выходит и сегодня.

    Первый дайджест

    В начале 90-х самая читающая страна сталкивается с неразрешимой на первый взгляд проблемой: читать хочется, а на дорогие столичные газеты и журналы денег не хватает. Госбюджет трещит по швам, на субсидирование прессы средств нет, поэтому на подписку на «Комсомольскую правду», «Труд», «Известия» (а также «Работницу», «Огонёк», «Мурзилку» и «Приусадебное хозяйство»), как это водилось в советские времена, у большинства белгородцев денег нет.

    Противоречие между высокой потребностью в печатном слове и низкой платёжеспособностью населения снимает «Курьер» – газета-дайджест, своего рода собрание развлекательного чтива. Издержки минимальные: берёшь интересные статьи и интервью из какого-нибудь «СПИД-Инфо» или «Московского комсомольца» и перепечатываешь без всякого указания на источник и упоминание автора. Журналистам платить зарплату не нужно, да ещё можно размещать рекламу АО «МММ» – тоже прибыль. Тем не менее за 1994 год розничная цена газеты вырастает в десять раз: ничего не поделаешь – в стране гиперинфляция.

  • Газета отличается всеядностью: в одном выпуске – серьёзный экономический прогноз, научно-популярная статья о половой гигиене и тут же – прогнозы от предсказательницы Джуны, тайны пирамид Хеопса и шокирующие подробности дела Чикатило. Публика тоже всеядна: тираж быстро растёт.

    «Курьер» просуществует недолго: если в начале 90-х ещё можно безнаказанно нарушать чужие авторские права (проще говоря – воровать тексты), то к концу десятилетия столичные редакции научились отстаивать интеллектуальную собственность в судах. Платить московским коллегам за перепечатки белгородская газета была не готова – дорого. И закрылась.

    Легализация самиздата

    Ещё во время горбачёвской перестройки шебекинский инвалид Игорь Чистяков осваивает самиздат. Литературно-публицистический журнал «Альтаир» немногочисленные подписчики получают в почтовых конвертах. Впоследствии это название позаимствует для своей газеты белгородец Константин Битюгин . С момента регистрации газеты до выхода первого номера проходит почти год: редакция никак не могла найти деньги на издание. Помогает случай: индивидуальному частному предприятию «Редакция газеты «Альтаир» удалось купить, а потом выгодно перепродать несколько тонн лимонной кислоты.

    На вырученные деньги купили газетную бумагу. Редакция разместилась прямо на квартире Константина Битюгина. Газета не имела строгой периодичности: иногда выходила раз в две недели, иногда – реже. Замысел издания для инвалидов в итоге воплотился в городскую газету для творческих людей: на страницах издания выходят стихи и рассказы местных авторов, исторические очерки, письма читателей и непременная телепрограмма.

  • Газета закрывается через полгода: не хватает средств. Потом её реанимируют на деньги белгородского филиала столичного вуза. Отрабатывать деньги приходится натурой: четыре из восьми полос – вузовские новости. Логотип и элементы оформления разрабатывает прославленный белгородский художник Станислав Косенков.

    Впрочем, у вуза денег хватает ненадолго. Очередным спонсором становится отдел по делам молодёжи при администрации Белгорода. Правда, и он будет финансировать газету чуть больше года. В феврале 1997-го поздравить коллектив с четырёхлетием приезжает сам мэр Георгий Голиков , а уже через месяц финансирование газеты прекращается и она тут же закрывается.

    Впрочем, коллектив «Альтаира» без работы не остался. Константин Битюгин до момента безвременного ухода из жизни работал судебным репортёром в газете «Смена», одна из альтаировских авторов Елена Милашина впоследствии попала в столичную «Новую газету». Нашли свой путь и многие другие участники «Альтаира».

    Первая вечёрка

    В середине 90-х владелец частной типографии и небольшой телекомпании «Магнит» Сергей Дедиков запускает газету «Вечер» . От своих соседей по газетному лотку новое издание отличается разительно: вместо желтоватой газетной бумаги – белоснежный офсет, вместо чёрно-белых страниц – полноцветная печать. Изначально формат задумывался как «с миру по нитке»: тут – про политику, здесь – про экономику, а ближе к концу номера – жизнь звёзд, кроссворд и колонка юмора.

    В условиях скудного рекламного рынка издание больших денег не приносит. Зато помогает владельцу продвигать принадлежащие ему бизнес-активы, а заодно создаёт ему репутацию первого белгородского медиамагната. Не забывают про политику: в преддверии выборов при редакции открывают пресс-клуб, который охотно посещают Евгений Савченко, Андрей Скоч и Владимир Жириновский . Среди авторов выделяется яркими текстами Алёна Андреева, она же Елена Бондаренко , ныне возглавляющая телерадиокомпанию «Мир Белогорья».

  • «Однажды к нам в редакцию пришёл юный мальчик – вчерашний школьник, – рассказывает тогдашний редактор «Вечера» Вероника Смирнова . – Заявил, что хочет стать журналистом. Мы были рады пополнению, хотя поначалу тексты у него были неказистые. Но мальчик оказался упёртый, буквально требовал давать ему больше заданий, работал над собой, в нём чувствовался внутренний стержень. Я сразу поняла: из него будет толк».

    Сегодня тогдашний мальчик-стажёр известен всей стране. Тележурналист Евгений Поддубный побывал чуть ли не во всех горячих точках планеты – от Афганистана, Ирака и Южной Осетии до Сектора Газа, Сирии и Донбасса.

    Таковой была история лишь нескольких белгородских изданий в бурлящие 90-е годы. История закончилась – началась современность. О ней напишут другие газеты.

    Олег Шевцов
     
    По теме
    Фото: Министерство по делам молодёжи Белгородской области По словам главы региона, перед властями стоит задача сформировать чёткую систему добровольческой деятельности,
    Сразу три пункта приема гуманитарной помощи для жителей приграничных регионов Белгородчины развернуты в Старом Осколе — в ЦМИ, Управлении соцзащиты и в ФОКе «МИСИС».
    28 марта в отделении временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов МБСУСОССЗН «КЦСОН Волоконовского района» состоялась лекция «Что такое туберкулез.
    Мэр города поручил рабочим уделить больше внимания содержанию остановок общественного транспорта Наталия ИЛЮШНИКОВА Мэр города поручил рабочим уделить больше внимания содержанию остановок общественного транспорта В
    Источник фото: Фото редакции Сотрудники белгородского УФСБ вместе с представителями Центрального аппарата и коллегами из УФСБ России по Воронежской области пресекли деятельность преступной группы,
    Belgorod.Sm.News
    Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
    Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
    День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
    ЦБС Ракитянского района
    В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
    Центр соцобслуживания населения