Самаринский прецедент или Скоморохи в рясах на манеже перед алтарём

Самаринский прецедент или Скоморохи в рясах на манеже перед алтарём
Самаринский прецедент или Скоморохи в рясах на манеже перед алтарём
Самаринский прецедент или Скоморохи в рясах на манеже перед алтарём
Самаринский прецедент или Скоморохи в рясах на манеже перед алтарём
Самаринский прецедент или Скоморохи в рясах на манеже перед алтарём
Самаринский прецедент или Скоморохи в рясах на манеже перед алтарём
Фото: pp.userapi.com

Только ленивый в эти дни не упустил возможности походя пнуть Валуйскую епархию, тамошнего правящего архиерея Савву и его личного секретаря-референта Вадима Лебедева, который попался якобы на вымогательстве. Подчеркну отдельно – якобы, ибо это не вымогательство в прямом смысле слова, когда кто-то у кого-то деньги требует без всякого на то права . Здесь совершенно другое. Церковь только тем живет, ибо ничем другим она жить в принципе не может. А где, скажите, церковь, как некая обособленная структура со своими уставами, канонами, традициями, порядками и т.д., с источником всех богатств, то есть с народом соприкасается? Причем, всякая церковь , не только наша, христианская, православная.

Место встречи изначально определено теми, кто стоял у истоков ныне действующих религий, включая христианство - собор, храм, церквушка, часовня, в общем, специальное культовое сооружение, которое будто своеобразный пылесос приставлено к карману и кошельку всякого, кто зашел в обитель божию , осенив лоб знамением крестным. Именно сюда, в храм, в церковь народ идёт в печали и радости, сюда и деньги свои, порой последние, несет. Тут они собираются, хоть в кружку, хоть в кассу, и по установленному порядку передаются по цепочке вверх – в благочиния, в епархию, митрополию и уж потом в патриархию. А как иначе? Две тысячи лет так было, так и дальше будет, ибо никаких иных способов содержать огромное хозяйство и обслуживающий персонал при нём, именуемый духовенством, нет и быть не может.

Еще скажите спасибо, что налога нынче нет церковного, той самой десятины, которой в прежние времена облагались все без исключения. Десятинами называли и церковно-административные округа, на которые делилась епархия. Ныне они именуются благочиниями, что благозвучнее, но суть, в принципе, та же – собрать с прихожан деньги и отдать, кому велено. Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах, назывались десятильниками. В их обязанности входил, в том числе, а то и прежде всего, сбор средств с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома.

Так было испокон веков и по сей день всё точно так и происходит. Вот что пишет дьякон Андрей Кураев , которого никак не сочтёшь дилетантом в это теме:

«Каждый раз, когда епископ приезжает на приход, настоятель обязан сделать ему подарок, и это не букет цветов и коробка конфет. Бывало так, что батюшка, вложивший в конверт 20 тыс. рублей для владыки, получал этим конвертом в алтаре по рылу. Князю церкви положен достойный подарок. А ведь епископ приезжает не один, его сопровождает или секретарь епархии, или благочинный, протодьякон и несколько иподьяконов – молодых ребят, прислуживающих владыке. Посчитаем. Владыка – не менее 40 тыс., 15–20 тыс. благочинному или секретарю, чтобы не выискивал в храме висящей паутины и не указывал на нее епископу. 10 тыс. – протодьякону. По 3 тыс. – иподьяконам, которых от трех до пяти штук. Итого визит владыки в чистом денежном эквиваленте обходится приходу в 80–85 тыс. минимум! Богатый городской храм заплатит за все это раза в три больше. Также приезд владыки влечет за собой обильный и деликатесный стол на много персон, что вполне сопоставимо по сумме с прямыми денежными подарками. Итак, если владыка объезжает за год около 60 приходов своей епархии, то он как минимум получает с этого около 2,5 млн рублей. Но это далеко не все подарки, которые получает владыка от своей паствы, при этом паства, покупающая свечки и заказывающая молебны, зачастую даже не догадывается, насколько сильно она любит своего епископа”.

Такие в церкви порядки. Но тут вот что особо надо отметить: тебя никто силком молиться в храм не тянет и свечку покупать не заставляет. Кстати, они вообще не продаются. Свечки и всё остальное в православных храмах дают бесплатно, но прихожане в знак благодарности должны пожертвовать храму некую суму. Там бумажечка специальная есть в виде ценника, где написано, сколько и за что надо жертвовать. Потому в церковных лавках нет кассовых аппаратов, ибо в храме торговлей не занимаются - они дарят и только лишь собирают пожертвования. Сам Христос торговцев однажды из храма выгнал, но собирать пожертвования он не запрещал – святое дело.

Из-за чего тогда весь выше обозначенный сыр-бор, так активно ныне обсуждаемый? За что со всех сторон накинулись на мелкую епархиальную сошку - секретаря епископа Саввы? Причем, и это просто смешно, некоторые сетевые СМИ вчера из кожи вон в своих публикациях лезли, доказывая, как тяжело на Белгородчине живется местным садо-мазохистам и геям, которых притесняют повсеместно и даже небольшой парад в городе не разрешают провести, а сегодня эти же, прямо скажу, извращенцы вдруг озаботились чистотой в рядах духовного сословия и борьбой с вымогательством в Белгородской метрополии.

В данном случае не было никакого вымогательства. Секретарь епископа прекрасно знал – он по службе это обязан знать! – что настоятель храма святителя Николая, что в селе Самарино Красногвардейского района, всё, что положено по регламенту в связи с приездом епископа Саввы в его приход, отдал. В конвертике, как заведено, как испокон ведется. Послушайте внимательно запись разговора, отец Игорь, настоятель храма, о том прямо говорит: я всё, мол, отдал, что полагается, больше денег нет.

А секретарь епископа, прыщик епархиальный, не унимается. По всей видимости, его свои кинули с деньгами, и он решил наверстать потерю :

Отец Игорь! Скупой платит дважды. Вы сэкономили — хорошо. Я вам могу сказать, что в итоге эта экономия вам обойдётся в десять раз дороже. В десять раз! Владыка вам в прошлый раз говорил: «Всем моим дай». Отец Игорь, вы ко мне относитесь не по-человечески. И не надо говорить : «У меня нету, у меня нету». Все находят, а вы говорите, у меня нет. Что ж, будем приезжать к вам чаще. И уже тогда будете изыскивать средства возблагодарить по-настоящему. Потому что если вам слова не доходят, то надо действовать»

На вторые сутки после публикации в сети содержания телефонного разговора секретаря епископа Саввы Вадима Лебедева с отцом Игорем, настоятелем храма святителя Николая в селе Самарино, секретарь епископа был от должности отстранен. Именно за то, что не по чину рот открыл и взял на себя больше, чем дозволено. Да при этом начал стращать настоятеля самыми страшными карами. А это, действительно, страшно, если глава епархии начнет в сельский приход чаще ездить.

Надо думать, достанет тяжелая длань епископа Саввы и отца Игоря. Он совершил нехороший проступок, предав огласке телефонный разговор с человеком из епархии. Теперь получается, что настоятелям в приходы уже и звонить нельзя. Чуть что – разговор запишут, опубликуют, разнесут по миру. И пойдёт потом писать, как говорят, губерния, что она и делает в данный момент.

Отца Игоря пожалеет можно, оправдать за то, что чисто внутренний сор из епархии наружу без благословения священноначалия выгреб, никак нельзя. Или всё-таки было отцу Игорю на то благословение? Интересный вопрос. Трудно предположить, что вполне разумный человек не понимал последствий публикации его беседы с епархиальным секретарём. Да тут и понимать нечего – доказчику первый кнут. Если не первый, то второй точно. Но очень похоже, что есть где-то у отца Игоря мощная поддержка. Никак нельзя допустить, что он по своей воле сам себя лишил малейших перспектив в части продвижения по служебной лестнице. Профессиональный суицид, вот что это означает. Но посмотрим, не будем события опережать, скоро мы и это узнаем доподлинно.

Впрочем, отца Игоря и упрекнуть есть, за что. Вы посмотрите на храм – печальное зрелище! Снаружи еще ничего, а внутри без грусти не глянешь - стены обшарпанные, с потёками, икон почти нету, о росписи тут даже говорить не приходится. А храм-то старинный, намоленный, не новодел. И куда оно всё делось?

Такое впечатление, что нет здесь деятельного настоятеля, коему прежде всех убранством храма заниматься надлежит. В оправдание настоятелю только то, что село Самарино умирает потихоньку, прихожан уже нет почти. Сейчас там жителей что-то около 500 человек, а может, и того меньше. На том же снимке видим: сам епископ службу ведет, а людей горстка малая – два десятка душ со всего села.

Конечно, положение тяжелое. Прихожан нет и доходов нет, одни расходы. Молодежь из села убежала, только старики остались. Стало быть, крещений нет, венчаний нет. Одни отпевания. Да и те по самому, скорее всего, экономному варианту, ибо с пенсионеров сельских много не возьмешь. Как и с настоятеля, который в этом приходе вообще не понятно с чего живет. Да тут еще и епископ с прислугой нагрянул – совсем беда. Не оттого ли отчаявшийся настоятель храма святителя Николая в селе Самарино отец Игорь (Рыбалкин) пустился во все тяжкие и на рожон полез? А чем он рискует? Житья здесь и так ему нет, и эдак во всяком случае не хуже будет.

Да, что тут скажешь - беда, кругом беда…Ты уж прости их, грешных, Господи, сжалься над немощными духом и слабыми волей. Устроили скоморохи в рясах дешевое представление посреди обители божией перед самым алтарём среди бела дня, кто корыстью, кто отчаянием движимый. А кое-кому только того и надо, чтобы грязью лишний раз бросить в Церковь Православную.

Кстати! На второй же день, считай, мгновенно уволили секретаря епархиального,запятнавшего звание духовного лица, и только за то, что он не своё себе взять не взял, а всего лишь подумал. Вот бы в миру так! Мы бы о коррупция уже забыли давно.

Владимир БАБИН

 
По теме
Фото: Татьяна Санькова Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн В пещерном храме прошли сугубые прошения об упокоении душ безвинно убиенных на земле святого Белогорья и в террористическом акте в Красногорске.
В Белгородской семинарии была проведена тематическая встреча, посвященная аскетическому наследию преп. Паисия Святогорца - БПДС 27 марта 2024 года в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) совместно со Школой теолога Белгородского государственного национального исследовательского университета в рамках работы
БПДС
Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
Фото: Екатерина Ушакова Главная цель проекта – привлечь детское внимание к медицинской тематике, научить правильному оказанию первой помощи себе и товарищу при различных ситуациях и травмах.
Сетевое издание Просторы 31
День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
ЦБС Ракитянского района
В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
Центр соцобслуживания населения