К 220- летию со дня рождения поэта
6 июня вся страна отметила 220- летний юбилей со дня рождения всемирно известного поэта , драматурга и прозаика , заложившего основы русского реалистического направления Александра Сергеевича Пушкина . Критик и теоретик литературы , историк , публицист , один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века трагически ушел из жизни в возрасте 37 лет .
В день памяти великого русского поэта 10 февраля 1989 года Станислав Степанович Косенков предложил организовать в Белгороде Пушкинское общество, объединившее преподавателей школ и вузов, журналистов, художников, писателей и других единомышленников. В этом году белгородское Пушкинское общество праздновало свой тридцатилетний юбилей.
В собрании Белгородского художественного музея хранятся произведения живописи, графики и нумизматики, посвященные жизни и творчеству великого русского поэта. Среди авторов пушкинианы А.С. Василенко, В.И. Горячева, М.Н. Добронравов, Н.Д. Еремченко и другие художники.
Святогорский монастырь входил в число 20 самых богатых и почитаемых обителей Руси. С XIX века монастырь неразрывно связан с именем А. С. Пушкина. Там находится родовая усыпальница Ганнибалов-Пушкиных. Это недалеко от усадьбы Михайловское, и Александр Сергеевич часто бывал в монастыре, навещал могилы предков, работал в монастырской библиотеке. Место упокоения поэта у алтарной стены Успенского собора запечатлено в акварели заслуженного художника РФ Геннадия Андреевича Кудрявцева.
Сейчас Святогорский монастырь включен в территорию Пушкинского музея-заповедника наряду с имениями Тригорское, Петровское и Михайловское. Михайловское - родовое имение матери А.С. Пушкина, его поэтическая родина, место духовного становления поэта. Пейзажи этих мест во всей красе оживают в произведениях А.С. Пушкина.
«…Я твой : люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами ,
Сей луг , уставленный душистыми
скирдами ,
Где светлые ручьи в кустарниках
шумят» .
Масштабная реконструкция усадьбы, основанная на описи 1838 года, была проведена в 1999 году. Офорт народного художника РСФСР Василия Михайловича Звонцова демонстрирует внешний вид Михайловского 1965 года до реконструкции. Именно в Михайловском Александром Сергеевичем было создано в общей сложности более ста произведений, в числе которых и первая поэма «Руслан и Людмила». Вдохновленный древнерусскими былинами, Пушкин приступил к работе над произведением. Он изучил первый том «Истории государства российского» Н.М. Карамзина, откуда заимствовал имена троих соперников Руслана (Рагдай, Ратмир и Фарлаф). Опубликованная в 1820 году, поэма вызвала широкий резонанс, волну критики, однако значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно, и с ее появления началась всероссийская слава Пушкина. Герои поэмы Руслан, Людмила, Черномор, Наина, Финн, а также сам А. Пушкин и его современники предстают зрителю в иллюстрациях заслуженного художника РСФСР Станислава Степановича Косенкова.
Косенковым также были созданы иллюстрации к одной из самых известных поэм А. Пушкина «Цыганы». Небольшие по формату, но всецело передающие ритм степной воли. В линогравюрах художника потоки ветра, облака являются полноправными героями, сопутствующими или противостоящими движению цыганского табора. Александр Сергеевич является одним из первых исследователей темы крестьянской войны 1773-1775 годов. Интерес Пушкина к историческим исследованиям проявился с середины 1820-х годов, во время работы над «Борисом Годуновым», «Арапом Петра Великого» и «Полтавой». Находясь на службе в Министерстве иностранных дел, при изучении документов Пушкин обратил внимание на множество материалов эпохи Екатерины II, связанных с восстанием Пугачёва.
Более ста документов, находящихся на секретном хранении в архиве Инспекторского департамента Военного министерства он скопировал или законспектировал и почти дословно включил в «Историю Пугачёва». В процессе работы Пушкин посчитал необходимым посетить места событий (Казань, Оренбург и Уральск). Он обходил места боев мятежников с войсками гарнизонов крепостей, беседовал со старожилами, помнившими времена пугачевщины, которые поведали Александру Сергеевичу о казнях и церемонии присяги Пугачеву.
В момент возникновения замысла Пушкина об историческом исследовании Пугачевского восстания эта тема оставалась белым пятном в российской и мировой историографии. В царствование Екатерины II действовал прямой запрет на упоминание событий, выставивших императрицу в нелестном виде перед просвещенной Европой. История Пугачёвского «бунта» была издана в 1834 году, «удостоившись высочайшего прочтения» императора Николая I с рядом замечаний, касающихся излишнего сочувствия к восставшим, а также ненужной в историческом труде поэтичности. Крупноформатные иллюстрации к этому произведению, хранящиеся в фондах музея, созданы советским графиком, иллюстратором Владимиром Ми-трофановичем Бескаравайным. Критики отмечали работы художника за создание «эффекта документальной достоверности». Для работ, посвященных пугачевщине, характерно большое внимание к деталям, динамика и тот самый человеческий облик Пугачева, вызывающий сочувствие, за которое труд Пушкина был подвергнут критике.
Живописный триптих «А.С. Пушкин» старооскольских художников В.В. Голы-шева и П.С. Шляпникова демонстрирует философское осмысление образа поэта. Они изображают его в окружении великих творцов музыки, живописи, слова, гениев прошлого и достойных последователей. Образ поэта нашел свое воплощение и в пластике малых форм. В собрании Белгородского художественного музея хранятся предметы нумизматики, посвященные А.С. Пушкину. Первая по времени медаль относится к юбилейному 1899 году. Ее исполнил старший медальер Петербургского монетного двора Михаил Афанасьевич Скуднов (1861 -1916). На лицевой стороне он использовал портрет поэта, созданный С.З. Важениным для медали, учрежденной Академией наук в 1881 г., а на оборотной -рисунок живописца, академика М.Я. Виллие. Белгородский художник Борис Михайлович Пупынин создал серию медалей, посвященных знаменитым людям и памятным датам, среди которых две медали к 200-летию со дня рождения поэта.
Творческий гений А.С. Пушкина привлекает не только читателей всего мира, но и художников, скульпторов вот уже на протяжении трех веков воспевающих образ этого выдающегося деятеля литературы в своих произведениях.
Юлия ГРИДАСОВА,
научный сотрудник
Белгородского государственного
художественного музея