Виктор Василенко: положение дел в советском прокате 70-80 годов свидетельствует, что застой – не выдумка антисоветчиков





Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород


Некоторые СМИ, поддерживающие левую оппозицию, целеустремлённо стремятся убедить нас, будто «застой» - это миф антисоветчиков, а на самом деле 60-80-е годы (до прихода к власти «перестройщиков») были периодом расцвета нашей страны. К сожалению, за ростом, образно говоря, душевого потребления котлет они не видят или не хотят видеть духовного и идеологического кризиса, который, начиная с 60-х, годов всё глубже и шире охватывал советское общество.

Вот один из примеров, раскрывающих сущность такого подхода. В «Советской России» за 16 марта этого года была опубликована громадная статья «Шаги саженьи на дистанции… «застоя», в которой приводились фрагменты Пятилетнего плана на 1976-1980 годы с комментариями из нынешнего дня. Комментариями в духе заголовка: был грандиозный прогресс – и никакого застоя.

Но остановимся на пункте «Значительно улучшить кинообслуживание населения, расширить сеть кинотеатров и материальную базу кинематографии. Повысить идейно-художественный уровень фильмов». Сеть кинотеатров, действительно, расширялась, и материальная база кинематографии совершенствовалась. Но главное, всё-таки, - это именно идейно-художественный уровень фильмов. А как обстояли дела с ним?

Воспользуемся «машиной времени» - старыми газетными статьями – и перенесёмся как раз в 1978 год, когда осуществление этого пятилетнего плана было в разгаре. Насколько же отмеченная тогда мной и коллегой по белгородской «Ленинской смене» тенденция в формировании репертуара расширяющейся сети кинотеатров соответствовала призыву «Повысить идейно-художественный уровень фильмов»?

А никак не соответствовала. То есть, фильмы, отмеченные высокими идейно-художественными достоинствами, в то время создавались, только встретиться со зрителями им удавалось далеко не всегда. Вот несколько цитат из нашей статьи «Слеза за полтинник (вопрос, возникший у киноафиш Белгорода)», опубликованной в «ЛС» 14 октября.

«На них [киноафишах] густо пестреют «детективы», «комедии», «мелодрамы». А лучшие советские фильмы прошлого года – «Восхождение», «Подранки», «Неоконченная пьеса для механического пианино» остались без внимания». Один из мэтров мировой кинокритики, англичанка Нина Хибин, после просмотра «Неоконченной пьесы…» сказала, что приехала бы в Москву только для того, чтобы увидеть этот фильм. Видимо, белгородцу, желающему посмотреть «Неоконченную пьесу для механического пианино», тоже пришлось бы совершить такое путешествие. К его счастью, из Белгорода до Москвы значительно короче, чем из Лондона».

«Очень редко в Белгороде можно посмотреть и лучшие фильмы прошлых лет. В основном, из старых фильмов демонстрируются комедии, детективы. Особенной же любовью у прокатчиков пользуются мелодрамы… Весьма популярны у нас арабские мелодрамы – именно они рекордсмены проката. Мало того, что эти фильмы проповедуют мещанские вкусы, они ещё и отличаются примитивной режиссурой, убогим операторским решением, «ходульной» игрой актёров».

А среди откликов на эту статью был и такой, который, по сути, резюмировал наши размышления, – от учительницы М.М. Чистовской: «Очень волнует вопрос: имеем ли мы право предпочесть моральный убыток финансовому при подборе кинорепертуара. Сейчас очень остро стоит вопрос о воспитании молодого человека. А сколько мы огорчений испытали, благодаря «кассовой политике» наших кинотеатров. Сорвалась в «Родине» демонстрация «Звезды пленительного счастья», в «Соколе» - «Иванова детства». Два года я не могу посмотреть «Белый пароход» - он шёл только три дня в «Победе». А изношенные «Анжелики» идут неделями с повторением через полгода».

Но, быть может, за эту пятилетку положение изменилось к лучшему? Что ж, продвинемся на «машине времени» на несколько лет вперёд – в доперестроечные 80-е.

В 1983 году в редакцию белгородской «Ленинской смены» пришло письмо от учителя М.Ф. Глебова, в котором он упрекал наш прокат в том, что руководители кинотеатров заботятся только о выполнении финансового плана, а не о продвижении к зрителям лучших в идейно-художественном отношении советских фильмов. Мне было предложено прокомментировать его. Так появилась статья «Проживём ли без Феллини?» («ЛС» 24.05.1983). Вот фрагменты из неё.

«Нельзя не согласиться с тем, что среди «развлекательных» западных лент, которые с немалым кассовым успехом идут на наших экранах, действительно много безвкусных и аморальных. Более того, в последнее время стали появляться картины с откровенно чуждой политической «начинкой».

«Да, собственно, кто против «лёгкого жанра на экране» (в разумных, конечно, пределах)? Но ведь эти фильмы тоже неоднородны. Среди них есть ленты с позитивным содержанием, есть сравнительно безвредные. А встречаются и такие, что невольно думаешь: а не забыли ли работники проката, что кино – не только средство сбора денег, но и мощное средство идейного воздействия? Самый высокий доход от фильмов типа «Чудовище», спекулирующего на откровенной похабщине, или «Смерть негодяя», где на пьедестал героя возводится настоящий фашист, не компенсирует колоссального нравственного ущерба, причинённого ими».

«Пишу и слышу возражение: «Тоже проблемы! Проживут люди и без понимания Тарковского, Феллини или Иоселиани. На подобную реплику хорошо ответил режиссёр Леонид Трауберг: «Проживут и без. Жить можно без многого. Жили без знания Солнечной системы, без грамоты, без общественного сознания. Но делает ли такая жизнь человека человеком?».

Быть может, такое положение существовало только в белгородских кинотеатрах? Но я в конце 70-х - 80-е годы я немало времени проводил в Харькове и сотрудничал с харьковской молодёжной газетой. И затрагивал проблемы проката и на её страницах.

В Харькове была традиция проводить фестивали Госфильмофонда. Первое время их программы были хорошо сбалансированы. В них входили как выдающиеся произведения киноискусства, так и развлекательные фильмы, в большинстве достаточно хорошего вкуса. В 70-е годы этот фестиваль познакомил зрителей среднего и молодого возраста и с фильмами «Рим – открытый город», «У стен Малапаги», «Смерть велосипедиста», «Встречный» - и с «Тёткой Чарлея», «Фанфарами любви», «Дилижансом». Но вот фестиваль 1984 года разительно отличался от предыдущих. Процитирую фрагмент своей заметки в газете «Ленiньска змiна» (12.07.1984): «В последней программе не то, что выдающиеся, но просто стоящие внимания ленты можно было пересчитать по пальцам одной руки. Большинства зарубежных фильмов являли собой откровенно коммерческие произведения. Причём, значительная их часть была рассчитана на низкие вкусы».

Если суммировать всё сказанное, то надо признать, что при расширяющейся сети кинотеатров и улучшении материально-технической базы кинематографа, кино в «застойные» годы теряло свою главную функцию: средства воспитания и развития людей, превращаясь, говоря словами композитора Валерия Гаврилина (это было написано об эстраде того же времени), - в средство подпитки и распространения духовных пороков.





               
 
По теме
Глава администрации Валуйского городского округа Алексей Дыбов вручил заслуженные награды работникам культуры Валуйской территории Глава администрации Валуйского городского округа Алексей Дыбов вручил заслуженные нагр
VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
Губернатор и правительство
Бронхиальная астма у детей, "Холодовая цепь" как неотъемлемая составляющая безопасности иммунизации, особо опасные инфекции.
Детская поликлиника №3 г. Старого Оскола
День работника культуры - ЦБС Ракитянского района Сегодня состоялось мероприятие, приуроченное к празднованию Дня работника культуры.
ЦБС Ракитянского района
В музее Первой конной армии - Центр соцобслуживания населения В рамках реализации  национального проекта «Демография»  федерального проекта «Старшее поколение»  и пилотного проекта  на территории Белгородской области по созданию системы долговременного ухода,
Центр соцобслуживания населения