Когда музеи свои тайны выдают

Лишь одна ночь есть в году, когда белгородцам позволяют их приоткрыть Фото Наталии Козловой

День музеев мир отмечает 18 мая. С 1977-го. Спустя 20 лет ему посвятили «Ночь музеев». Так уж повелось, что в Белгороде эта праздничная акция сместилась на третью майскую пятницу. За несколько лет белгородцы так её полюбили, что спешат встретиться с друзьями, близкими и шумной компанией отправиться в городские музеи, которые распахивают свои двери уже после обеда. Мы узнали, что приготовили для них музейщики в этом году.

Загадки дома Селиванова

Первым делом мы отправились в Литературный музей. На часах – только три. Людей здесь ещё почти не было. Что ж нам повезло – «Книжный развал» уже организовали, но пока не успели растащить. Столько всего: Детективы Чейза, романы Герцена, Лондона, Пикуля, выпуски «Роман-газеты», кулинарные справочники разных лет и даже «История водки»… – погрузиться в букинистическую вселенную и ничего не унести было невозможно. Нам вот удалось заполучить томик Ницше, сборники Уильяма Блейка и немецкой поэзии (возможно, уже в рамках нашего проекта «СТИХиЯ» вы услышите что-то из них). Штамп фирменной музейной печати (экслибрис известного белгородского художника Владимира Козьмина) – и они наши.

Фото Наталии Козловой

А пока мы охотились за ними, музыканты Sound Box Studio настраивали инструменты и звук. Оказалось, что студия эта вот уже как несколько месяцев обосновалась в Городском дворце культуры (бывший ДК «Энергомаш»). Здесь играют профессионалы. Преподаватели Института искусств и культуры, они же обучают и взрослых, и детей игре на гитаре, бас-, испанской, акустической, ударных, звукорежиссуре... Для «Ночи музеев» репертуар Sound Box Studio сложили из зарубежных и отечественных хитов прошлых лет, в основном роковых. А вообще играют и джаз, и эстрадные композиции. Мы уходили отсюда с твёрдым намерением вернуться позже – уж очень хотелось послушать.

И через несколько часов возвратились прямо к их выступлению. Узнали, что до того начинающие белгородские поэты состязались в поэтическом турнире «Живой звук». А посетителям предложили документальные фильмы о белгородских писателях. Увлекли игрой-квестом «Тайна музейного экспоната». И викториной «Литературный город», вопросы которой заставили углубиться в историю белгородской литературы, – от сочинений святителя Иоасафа Белгородского до произведений современных писателей.

От фольклора до джаза и рока

В музей народной культуры мы прибыли где-то к половине шестого – прямо к похоронам. Только не пугайтесь – ничего зловещего. Похороны Костромы – старинный обряд наших предков, символизирующий весеннее возрождение сил природы. Показали здесь фрагменты и обрядов праздничного цикла Троицы (завивание венков, «кумление»), и свадебного – в общем приоткрыли тайны магических ритуалов прошлого (а материалы привезли из фольклорных экспедиций в сёла Белогорья). И всё сопровождали пением а капелла. Удивительные голоса у сотрудников музея. Только потом я узнала, что эти женщины ещё и участницы ансамбля фольклорной песни «Ладовица».

К приходу детей здесь особенно готовились. И теперь мастерицы лепили с ними из пластилина, делали бумажные ромашки. Ребятишки и пытались плести на бёрдышках, и с любопытством наблюдали, как стеклодув творит своё хрупкое искусство. Тем временем во внутреннем дворике их продолжали занимать фольклорными представлениями.

Фото Наталии Козловой

Маленькая пауза – сладости. Налопавшись мороженого, малышня приступила к играм. «Тетёра шла», «Как у дяди Трифона было семеро детей» – в замысловатую раковину закрутился их хоровод. Трещотка, бубен, ложки, даже рубель (прообраз утюга) приспособили – концертмейстер «Ладовицы» Виктор Ткачёв познакомил мальчишек и девчонок с народными инструментами. Маленькому Ромке всё это так понравилось, что он завладел расписными ложками и давай настукивать одному ему известную мелодию.

Но только фольклором здесь не ограничиваются. На импровизированной музейной сцене – на фоне цветастых ковров, деревянной лестницы, старинного серванта играли джаз. Это своими талантами поражал ансамбль преподавателей и детей «Радуга» музыкальной школы № 5. «Во поле берёзка стояла» в джазе – каково? Не только она, конечно, – много чего ещё. Скажем, мы покидали музей под джазовые стандарты Джорджа Гершвина – фрагменты из оперы «Порги и Бесс», Summer time. А впереди его посетителей ждали мини-концерт рок-ансамбля «Симпозиум» и музыка кельтов от Светланы Покатиловой.

Обряд выкупа невесты в музее народной культуры. Видео Наталии Козловой Искусство для всех

Наш путь лежал к музейному треугольнику – так удачно, по соседству, расположились музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», историко-краеведческий и художественный музеи. К последнему мы поспели к окончанию конкурса спрей-арта «Сделай жизнь ярче». Уже несколько лет он собирает и художников уличного искусства, и горожан, поражённых их масштабными и яркими творениями. А участников на этот раз объединила тема «Мир, доступный для всех». Победителем 2014-го стал Тимофей Марков . Его «Лето» признали лучшим.

Фото Наталии Козловой

Людской поток устремился в музей. К слову, ещё не стемнело, а кассиры зафиксировали – более трёх тысяч человек уже посетили БГХМ. Объявили викторину «Личность и искусство». На её вопросы с лёгкостью отвечали те, кто хорошо знаком с выставочными проектами и отличается хорошей памятью и внимательностью.

Как обычно для посетителей разбили множество творческих площадок с мастер-классами. Живопись, валяние из цветной шерсти, карвинг (удивительные композиции из овощей и фруктов) – было бы странным узнать, что кто-то не нашёл здесь дела. Толпа зрителей образовалась и следила за Сергеем Расковаловым – тот создавал аэрографию, которая отправляла к произведениям великого Ганса Гигера. Кто-то сам хотел стать запечатлённым на холсте и занимал очередь в «Быстрый портрет».

А в кинозале продолжалось погружение в субкультуру стрит-арта. Внимание его поклонников захватила лекция Андрея Колосова, руководителя художественной студии «Красный карандаш» (Реутов). После сюда приглашали киноманов – «Лучшее предложение». Триллер Джузеппе Торнаторе завершился лишь в начале первого ночи.

Что ж, нам пора. От «Мы любим буги-вуги» музыкантов Drumania у входа в художественный музей мы убегали к «Катюше» возле музея-диорамы.

Вернули в сороковые

Сюда успели как раз к раздаче каши. В этом году её наготовили для более чем 500 человек. А вот сколько чая заварили, никто и не скажет – но, крепкий, сладкий, его невероятный вкус отмечали все. Да, полевая кухня работала отменно – молодые солдатики на раздаче трудились без устали. Неподалёку от них донские казаки исполняли песни военных лет. Кто их не знает – знают все. Вот и подпевали. К слову, внутри музея собирал зрителей «Открытый микрофон» – знаете стих или песню о войне, так представьте их всем.

У музейного же входа расположилось «Фронтовое фотоателье Анатолия Архипова». Фото этого знаменитого фотокорреспондента времён Великой Отечественной войны всегда были на передовицах советской прессы. Он прошёл всю войну, дошёл до Берлина. И вот перед нами он, за ним Рейхстаг. Рядом работал «Призывной пункт» – каждый мог получить повестку и начать собирать свой сидор. А после прокатиться на ЗИЛе.

Фото Наталии Козловой

Поверьте, видеть боевые машины из кузова – совсем другое дело. Многие решили узнать ещё больше, став участниками «Курса молодого бойца» – научились наматывать портянки, а изящная девушка, попавшая в эти ряды, на наших глазах собрала автомат Калашникова.

Как совсем стемнело, на фасаде начали сменять друг друга кадры времён военных сороковых. А ровно в полночь зазвучал «Клён зелёный, клён кудрявый» – это в кинозале начинался «В бой идут одни старики».

Ночь в стиле ретро

Историко-краеведческий музей в этом году празднует своё 90-летие с момента основания и начала формирования коллекций. Назад, в 1920-е, его сотрудники и погрузились, вместе с ними и зрители. Без чего нельзя представить эту эпоху? Без джаза. Без танго. На ступеньках перед музеем пел саксофон ( Самсон Мовсесян ). Главное же разворачивалось внутри.

Нам улыбались красивые женщины в вечерних туалетах 1920–30-х. Подошли ближе – что там они печатают на элегантном чёрном Underwood. Оказалось, это «Окна РОСТА» проводят конкурс слоганов. Если вы проявили свою фантазию, тогда, возможно, окажитесь среди победителей и ваш слоган разместят на сайте музея.

«Вступайте в ряды профсоюзов» – зазывал чайный трест «Роскофецикорпродукт». «Или перевоплощайтесь в архитекторов», – подумала я, увидев, как на «Интерактивных раскопках» мальчонка уже откопал гильзу, а после принялся собирать из глиняных черепков какой-то древний сосуд. Интересно, что за «история, рассказанная лопатой», ему открылась.

А нам открылась фотография, какой она была в начале прошлого столетия. В «Фотосалоне Константина Скорупского» любители искусства светописи могли перевоплотиться в героев того времени и уйти отсюда со снимком, это запечатлевшем.

Фото Наталии Козловой

Со стороны же «Литературного салона» доносились строки шекспировского сонета: «Её глаза на звёзды не похожи…» Здесь, на фоне портретов Северянина, Маяковского, Брюсова, Блока, Гумилёва, Волошина, Цветаевой, Ахматовой, любители словесности состязались за право назваться лучшим чтецом.
О, растяжка с цитатой Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Ну точно. Мы опустились на скамьи в импровизированном кинозале – транслировали «Отца Сергия» Якова Протазанова (1918). Задержались ненадолго, понимая, что многим хочется посмотреть это великолепный образец немого кино.

Но больше всего привлекал «Аукцион необычных вещей». Манил своей тайной, скрытой за золотой ширмой. «С деньгами надо расставаться легко, без стонов», – значилось на ней (цитаты из Ильфа и Петрова здесь встречались повсюду). А зазывал сюда никто иной как Остап Бендер. Попали мы не с первого раза – слишком много желающих скопилось. А пока ждали своего часа, решили поучаствовать в квесте, на редкость изобретательном. Необходимо было правильно ответить на вопрос. Например: «Парный каменный кругу, служащий для перемалывания в муку пшеницы и других зёрен (VIII–X веков)». Жернова, конечно. Ещё предстояло найти их в экспозиции, а наконец обнаружив, подсмотреть букву. 6 вопросов – 6 букв. Разгадали слово – получайте приз. Признаюсь, хотели сплутовать – просто найти буквы. Но организаторы потрудились – расклеили много обманок.

«Заходите, товарищи», – донеслось до нас. И вот нырнули за золотой полог. По ту сторону: ряды стульев, на постаментах – статуэтка Будды, бюст какой-то африканской богини. Не успели осмотреться, аукционист уже вопрошает: «Что это у меня в руках? Для какой цели? Думайте, думайте». Лот № 1 оказался подставкой для бумаг, какой она была в XIX веке. Лот № 2 – экзотической корейской сигаретницей. И понеслось – карманчик для леденцов, амбарный замок… Все эти вещи давно вышли из обихода и теперь ставили в тупик нас, современных людей. «Чапельник» – громко назвала одну из диковинок наш фотограф и выиграла «рублик золотом».

И уже начав свой музейный бег заново, возвращаясь в музеи, где мы уже побывали, думали о том, как всё-таки метко какие-то вдохновлённые «Ночью музеев» белгородцы придумали «Назло врагам и ротозеям ходите люди по музеям», «Музеи – в массы, знания – народам», «Музей разбудит мысль, дух, творчество – мчись к нам».

Екатерина Шаронова

Ещё новости о событии:

Когда музеи свои тайны выдают - БелПресса
Лишь одна ночь есть в году, когда белгородцам позволяют их приоткрыть Фото Наталии Козловой День музеев мир отмечает 18 мая.
17:07 19.05.2014 БелПресса - Белгород
Лишь одна ночь есть в году, когда белгородцам позволяют их приоткрыть Фото Наталии Козловой День музеев мир отмечает 18 мая.
17:06 19.05.2014 БелПресса - Белгород
 
По теме
Неделя профилактики туберкулеза - Центральная районная больница Вопреки распространённому представлению, туберкулёз далеко не всегда проявляется надсадным кашлем и кровохарканьем.
Центральная районная больница
Румяная Масленица - Центр соцобслуживания населения Декорирование доставляет радость, создает положительный эмоциональный настрой.
Центр соцобслуживания населения