Кинорецепты Юсупа Разыкова

Фото: sun1-3.userapi.com

Десятки киносценариев и отснятых картин, сотни наград международных и российских кинофестивалей, а ещё очень точное отношение к деталям в кадре и свой неповторимый почерк в каждой киноработе. Пожалуй, так можно представить Юсупа Разыкова – режиссёра, премьерный показ фильма которого состоялся в киноцентре «Русич». Это далеко не единственный фильм, который будет показан белгородской публике в рамках фестиваля «Сталкер» - всю неделю белгородцев ждут разнообразные новинки отечественного синематографа и интересные встречи, поскольку данный кинофестиваль даёт возможность не только познакомиться с работами отечественных режиссёров, но что особенно важно, позволяет напрямую пообщаться с их авторами и перед показом, и сразу после него.

- «Сталкер» - мой родной фестиваль, ведь встреча со зрителями очень волнующая и очень необходимая, - пояснил перед показом Юсуп Разыков. - Здесь зритель другой: он приходит на такое кино, чтобы что-то для себя найти, открыть, понять.

Мне довелось пообщаться с Юсупом Разыковым, который привёз на фестиваль киноленту под названием «Турецкое седло». Если говорить о картине, то первое, что приходит на ум при просмотре – это действительно картина: каждый кадр выверен настолько, что если нажать на паузу, им просто можно любоваться как произведением живописи. Но не только в этом секрет хорошего настоящего кино, которое делает Юсуп Разыков. Я спросила у режиссёра, может быть, есть какой-то особый рецепт его успешности? Возможно, для хорошей картины нужны известные актёры?

- Нет, - ответил Юсуп Сулейманович. - Хороший актёр, это конечно всегда спасение, но востребованные актёры, порой, просто топчутся на месте. Некоторые за год умудряются сняться в 5-6 лентах. В результате имена становятся клишированными, а значит и не интересными. Хорошее кино, это, прежде всего, история или проблема, которая близка. Ты можешь жить и даже не подозревать, что в нашем обществе есть вот такие, например, проблемы, пока тебе их кто-то не показал как через линзу – выпукло. Я стараюсь снимать истории, которые меня захватили, вызвали сильную эмоцию, даже если это было чувство отвращения.
Вот и фильм «Турецкое седло», премьера которого состоялась в Белгороде, тоже имеет свою историю. Как поведал его создатель, желание снять картину пришло, когда он встретил шестидесятилетнего актёра, давно не снимающегося в кино, не работающего в театре, на пенсии.

- Он мне стал интересен тем, что заключал в себе какой-то код, - делится режиссёр. - Код, который позволяет узнать, что с нашей страной произошло, почему мы пережили то, что пережили, почему мы стали такими, какие мы сейчас есть. И тогда я придумал под него историю, которая частично случилась со мной, частично я слышал её от товарищей. Больше того – у моего друга отец был по профессии «топтуном», то есть в реальной жизни занимался тем, что делает в картине наш герой.

Обобщая немного образ главного героя, позволю себе сравнение – его жизнь напоминает несколько дней героя из фильма «День сурка». Каждое утро начинается одинаково: будильник, зарядка, вареные яйца, переодевание в форму охранника на работе и тупое слежение за системой «вход/выход». И лишь в свободные от работы часы герой вновь и вновь начинает следить за людьми, но уже не по долгу службы, а просто потому, что не может остановиться, да и не знает, чем заполнить вакуум, образовавшийся в его жизни. И лишь удивительный случай способен, казалось бы, вырвать героя из этой жуткой зацикленности, закольцованности.

Как пояснил Юсуп Разыков, знаменитое «Болеро» Ровеля – это наглядное воплощение синдрома «турецкого седла», когда в музыке слышится рефрен одной и той же гармонической мелодии. Кстати, кинокартина сама по себе очень музыкальная, отчасти и потому, что музыка здесь сыграет с главным героем злую шутку, если так можно сказать.

Но «Турецкое седло» не мюзикл, не комедия, не боевик, нет в ней умопомрачительных спецэффектов, как нет и переигрывающих актёров – всё здесь настолько органично, что ты с первых минут погружаешься в мир маленького городка, где происходит действие, а затем, постепенно и в мир главного героя, которого не сразу понимаешь и принимаешь. По сути кинокартина Разыкова – это продолжение «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, объединённых общим мотивом изображения греховной страсти, которая разъедает саму основу человеческой души, даже если та глубока и сильна. И то, что режиссёр заставляет нас в течение фильма думать, чувствовать и сопереживать – одно из главных достоинств киноленты. Есть ли ещё в российском кинофильмы, спросила я режиссёра, которые позовут к себе зрителя, желающего и умеющего думать?

- Есть, просто наш зритель давно приучен, что за своеобразный эталон выдаётся американское, французское и итальянское кино. Но нам-то надо знать свою страну, учиться понимать своих героев, понимать, что с ними происходит и почему это происходит, - поясняет Юсуп Разыков. – Русское кино по своему творческому замесу интереснее, на мой взгляд, чем итальянское. И вот такие фестивали как «Сталкер» помогают поддерживать настоящее кино, и не просто поддерживать, а популяризировать. Ну а зрители всегда будут разные – одним нужно кино, которое называется «попкорн», где особо и думать не надо. Но есть и другие, те, что пытаются понять замысел режиссёра, пытаются проникнуть в него, думать.

Отрадно, что думать смогут не только те счастливчики, что попали в киноцентр «Русич» на премьерный показ фильма. Как сообщил режиссёр, судьба этой картины, проехавшей всю Европу и собравшей множество наград, счастливее, чем у других картин Ю.Разыкова, поскольку даже при наличии 15-20 наград в прокат они не пошли. А вот «Турецким седлом» заинтересовалась прокатная организация «Русский репортаж». Кроме того, есть предварительная договорённость с телеканалом «Культура» о показе фильма.

Но это уже история картины, которая живёт своей отдельной жизнью, а чем сейчас живёт её режиссёр?
- Я снял совсем другую картину. Другую по содержанию и по своей чувственной энергии картину с героиней, которой 83 года. Это бабушка, которая живёт в заброшенной деревне одна. В киноленте, которая называется «Керосин», зрителя тоже ждут неожиданные сюжетные повороты, - рассказывает режиссёр. - Это картина о силе русской женщины, которая не только выживает в нечеловеческих условиях, но ещё и улыбается при этом. Но я делал картину не для того, чтобы вызвать слёзы или жалость, а чтобы мы могли гордиться силой духа русской женщины.

Да и нам есть, чем гордиться – тем, что у нас есть вкусное российское кино и даровитые отечественные режиссёры, которые точно знают, как сделать нас лучше с помощью выпуклой линзы, способной высветить и то, на что мы привыкли «закрывать глаза».

Ирина БАБИНА

Фото автора

На снимаках: Кинорежиссер Юсуп Рызыков; любят белгородцы хорошее кино; автограф на память.

 
По теме
DSC_0233.jpg - Мир Белогорья Фестиваль «Сталкер-2018». Стыдные вопросы про современное некоммерческое кино Эти фильмы снимают талантливые режиссеры, эти картины становятся победителями престижных фестивалей, но не выходят в широкий прокат.
26.02.2018
 
Аплодисменты режиссеру - Голос Белогорья День второй фестивальный принёс белгородским киноманам знакомство с молодым режиссёром Александром Хантом.
21.02.2018
 
Наркотики нашли  в квартире закладчицы  в Белгороде 34- летняя женщина занималась поставкой запрещенных веществ в розницу .
30.11.2018 Газета Наш Белгород
Бел городка подозревается в краже ювелирных изделий у племянницы С заявлением в отдел полиции № 3 УМВД России по Белгороду обратилась 18- летняя жительница областного центра .
30.11.2018 Газета Наш Белгород
  Ветеран органов внутренних дел застала подозреваемого в кражах из больничных палат на месте преступления .
23.11.2018 Газета Наш Белгород
Свято хранят народные песенные традиции родного края - Ракитянский район 7 декабря 2018 года в Ракитянском Центре культурного развития «Молодёжный» в рамках муниципального проекта «Россыпь талантов» прошел II открытый межзональный конкурс фольклорных коллективов «Наследники традиций».
10.12.2018 Ракитянский район
•  Имена Белгородчины К 80- летию со дня рождения Виктора Белова ► В литературном музее состоялась музейная гостиная «Уйду в сиянье южных звёзд…» к 80- летию со дня рождения журналиста , писателя ,
07.12.2018 Газета Наш Белгород
• Знаменитые земляки Книги ветерана воспитывают подрастающее поколение ► Творческая встреча с писателем - фронтовиком ,
07.12.2018 Газета Наш Белгород
• Творчество Талантливая студентка достойно представила регион на федеральном конкурсе ► Диана Костырева из Белгородского государственного института искусств и культуры стала финалисткой музыкального проекта «Универвидение» .
07.12.2018 Газета Наш Белгород
Ознакомление со школьным стадионом - 4725.ру Знакомство со школьным стадионом, ознакомление со спортивными сооружениями МБОУ СОШ № 13, проведение спортивного развлечения и игра в футбол детей и их родителей приобщает к совместной спортивной деятельности,
12.12.2018 4725.ру
■ Турнир Будущие юристы померялись силами на спартакиаде ► Первые массовые соревнования между студентами БелЮИ МВД России им .
07.12.2018 Газета Наш Белгород
• Волейбол   Молодые волейболисты оправдали доверие тренера Резервный состав клуба «Белогорье» разгромил в трёх партиях венгерский клуб «Пензудьор» и вышел в 1/8 финала Кубка вызова .
07.12.2018 Газета Наш Белгород
■ Шахматы Будущие гроссмейстеры начинают и выигрывают Шахматно - шашечный турнир на призы Героя России Вячеслава Воробьева прошел в средней школе № 19 им .
07.12.2018 Газета Наш Белгород
Уважаемые жители Белгородского района! Поздравляем вас с Днём Конституции Российской Федерации!
11.12.2018 Администрация Белгородского района
В ходе контрольно-надзорных мероприятий специалистами Управления Россельхознадзора по Белгородской области в одной из торговых точек в областной центре были выявлены нарушения требований законодательства в области семеноводства.
11.12.2018 Россельхознадзор
Краны высохнут в связи с ремонтными работами. Как сообщила пресс-служба ЛГЭК, 11 декабря с 10:00 до 20:00 будет прекращена подача питьевой воды потребителям по: ул.
11.12.2018 Vbelgorode.Com