На одном дыхании. Фестиваль «Наш кислород 2.0»

DSC_0780.JPG
DSC_0797.JPG
DSC_0786.JPG
DSC_0834.JPG
DSC_0793.JPG
DSC_0807.JPG
DSC_0825.JPG
DSC_0832.JPG
DSC_0835.JPG
DSC_0844.JPG
DSC_0860.JPG
DSC_0863.JPG
DSC_0871.JPG
DSC_0876.JPG
DSC_0912.JPG
DSC_0917.JPG
DSC_0926.JPG
DSC_0929.JPG
DSC_0934.JPG
DSC_0941.JPG
Фото: mirbelogorya.ru
На одном дыхании. Фестиваль «Наш кислород 2.0»

 

«Вдох – выдох, и мы опять играем…». Они действительно играют, как дышат. Перевоплощаются, размышляют, обсуждают, решаются, действуют, сожалеют, но никогда не врут. Они – это участники международного фестиваля современного театра «Наш кислород 2.0», который проходил в Белгороде 13-14 мая в центре народного творчества.

Организаторы – белгородский театр «Новая сцена-2» – постарались на славу и из более чем 35 заявок отобрали лучшие и при этом очень разные спектакли. География участников существенно расширилась: помимо харьковского «DIY-театра» и нетеатра драмы и комедии из Нижнего Новгорода, которые выступали на фестивале в прошлом году, в этот раз белгородцы смогли увидеть коллективы из Москвы, Тюмени, Астрахани, Воронежа, а также белорусского Бреста.

«Мы выбрали театры, которые приближены к нашей волне, которые занимаются современной драматургией, и позвали коллективы из разных городов из стран, те, которые подходят под наш формат», – пояснила организатор, режиссер театра «Новая сцена-2» Оксана Погребняк.

Сам фестиваль проходил по основным законам драматургии: имел место и время действия: пролог в необычной форме неоткрытия; определенный набор действующих лиц – отобранные театры, а также оргкомитет, жюри и гости; два действия – два дня фестиваля. Ну и, конечно, какая пьеса без кульминации и развязки, которыми стало объявление победителей в номинациях и лауреатов в рамках незакрытия.

Конкурсную программу открыла постановка творческого объединения «DIY-театр» (Харьков, Украина) , который представил спектакль «Как дети» по пьесе Ясмины Реза «Бог резни». Родители подравшихся школьников пытаются цивилизованно выяснить отношения: их мальчики подрались, и один выбил другому два зуба. Поначалу интеллигентная беседа постепенно перерастает в словесную перепалку: они спорят и кричат, доказывают и пытаются переубедить, пытаются уйти и не могут не остаться, нападают и прячутся, словом, ведут себя, как дети. Правда, ближе к финалу в словах все чаще проскакивают нотки грусти и неподдельного разочарования: браком вообще, супругом в частности и даже самой жизнью…

«Да всем плевать, что творится вокруг, но все надеются на личное счастье, – говорит одна из героинь пьесы Аннет. – На счастье, которое уж точно не обойдет их стороной. Но чудес не бывает. И выходит так, что одни просто пашут, как лошади, это их крест, другие одуряют себя чем попало, чтобы не замечать, как уходит время … как тают их шансы стать счастливыми…»

Все это подчеркивается яркими красочными декорациями, как будто ты попал в детскую комнату. Именно такое решение сценического пространства сделало харьковский коллектив победителем фестиваля в номинации «За художественное оформление спектакля».

spektakl-kak-deti-2017

  • DSC_0780.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0780.JPG

  • DSC_0797.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0797.JPG

  • DSC_0786.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0786.JPG

  • DSC_0834.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0834.JPG

  • DSC_0793.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0793.JPG

  • DSC_0807.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0807.JPG

  • DSC_0825.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0825.JPG

  • DSC_0832.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0832.JPG

  • DSC_0835.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0835.JPG

  • DSC_0844.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0844.JPG

  • DSC_0860.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0860.JPG

  • DSC_0863.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0863.JPG

  • DSC_0871.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0871.JPG

  • DSC_0876.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-kak-deti-2017/DSC_0876.JPG

  • Московский «Театрик на Вековой» попытался переосмыслить и показать еще более трагическую историю. Как пояснила режиссер Алла Решетникова, это учебный театр, спектакли которого студенты в качестве учебного пособия делают со своими педагогами в профессиональном колледже.

    «Самая главная задача, которая ставилась, – это не напридумывать эдакие особые формы, а попытаться объяснить детям, рассказать, а в театре все объясняется не на умозрительном уровне, а через ноги, что можно на пустом пространстве при отсутствии финансовых средств, костюмов придумывать некие истории, которые становятся интересны людям. Какие-то спектакли, перерастая учебную работу, наглеют и начинают самостоятельную жизнь, как например, этот», – рассказала режиссер Алла Решетникова.

    Взяв за основу рассказ современного прозаика Виктории Токаревой «Центр памяти», артисты – совсем юные девушки – смогли рассказать очень взрослую, грустную, но вместе с тем светлую историю Варвары Тимофеевны, которой, чтобы прекратить «индивидуальное землетрясение» и последующее разрушение своей квартиры, пришлось замаливать грехи прошлых лет. А точнее, один, но очень серьезный грех: когда-то она увела из семьи Сережу, который оставил жену Соню и малолетнего сына. Прожить с Сережей долгую жизнь Варваре не довелось: он погиб, заживо сгорев в танке в 1942-м году… Но прошло уже столько лет, что женщинам просто нечего делить, и Соня прощает обидчицу. «Старость смолоду готовить надо. А потом поздно будет», – резюмирует Варвара.

    spektakl-centr-pamyati-2017

  • DSC_0912.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-centr-pamyati-2017/DSC_0912.JPG

  • DSC_0917.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-centr-pamyati-2017/DSC_0917.JPG

  • DSC_0926.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-centr-pamyati-2017/DSC_0926.JPG

  • DSC_0929.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-centr-pamyati-2017/DSC_0929.JPG

  • DSC_0934.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-centr-pamyati-2017/DSC_0934.JPG

  • DSC_0941.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-centr-pamyati-2017/DSC_0941.JPG

  • DSC_0951.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-centr-pamyati-2017/DSC_0951.JPG

  • DSC_0952.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-centr-pamyati-2017/DSC_0952.JPG

  • DSC_0959.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-centr-pamyati-2017/DSC_0959.JPG

  • DSC_0975.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-centr-pamyati-2017/DSC_0975.JPG

  • DSC_0987.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-centr-pamyati-2017/DSC_0987.JPG

  • DSC_0977.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-centr-pamyati-2017/DSC_0977.JPG

  • В театре так и бывает: юные девушки перевоплощаются в умудренных годами матрон, да и вообще иногда главная по смыслу роль отводится отнюдь не человеку, а некоему артефакту. Как, например, в спектакле «Велосипед» по пьесе Марии Жученко, который представил открытый студийный театр (О. С. Т.) из Екатеринбурга . Название постановки говорит само за себя.

    Велосипед, хотя большую часть пьесы и стоит неподвижно в центре сцены, является полноправным действующим лицом: в программке даже специально прописано, что это велосипед марки «Урал» 111-621. Его цепь, соскакивая через каждые 5 минут, мешает Ему и Ей вырваться из той дыры, где они живут, убежать от постоянного дождя, от деда, который постоянно приходит не вовремя и докучает своими разговорами. Но когда они наконец решают сделать в эту новую жизнь первый шаг, которым стал поход на концерт в филармонию, то обнаруживают на месте дома руины. Дед уезжает на велосипеде, дом разрушается, но из обломков старой жизни они пытаются сложить будущее счастье. Счастье, которое рядом, нужно только уметь его разглядеть.

    spektakl-velosiped-2017

  • DSC_0006.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-velosiped-2017/DSC_0006.JPG

  • DSC_0998.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-velosiped-2017/DSC_0998.JPG

  • DSC_0007.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-velosiped-2017/DSC_0007.JPG

  • DSC_0012.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-velosiped-2017/DSC_0012.JPG

  • DSC_0013.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-velosiped-2017/DSC_0013.JPG

  • DSC_0019.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-velosiped-2017/DSC_0019.JPG

  • DSC_0020.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-velosiped-2017/DSC_0020.JPG

  • DSC_0022.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-velosiped-2017/DSC_0022.JPG

  • От вечных вопросов к куда более насущным проблемам внимание зрителей переместил астраханский общедоступный театр «Периферия» , представив пьесу с названием в виде модного неологизма «Френдзона» по одноименной пьесе Олжаса Жанайдарова. Это история о современных подростках, любовном треугольнике, а точнее, даже двух.

    Когда в классе появляется новенький – Сергей, Даша бросает ради него давнего бойфренда Кирилла, которому невыносимо это расставание. Теперь он во френдзоне. Впрочем, как и Оля, влюбленная в Кирилла, но всегда воспринимаемая как приятельница. В течение полутора часов они ссорятся и мирятся, выясняют отношения и дерутся, совершают подлость и прощают… Судя по реакции зрителей, которые долго не отпускали артистов, спектакль «Френдзона» – отличный пример того, что театр – это про и для подростков тоже.

    spektakl-frendzona-2017

  • DSC_0052.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0052.JPG

  • DSC_0045.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0045.JPG

  • DSC_0073.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0073.JPG

  • DSC_0059.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0059.JPG

  • DSC_0084.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0084.JPG

  • DSC_0094.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0094.JPG

  • DSC_0102.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0102.JPG

  • DSC_0111.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0111.JPG

  • DSC_0115.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0115.JPG

  • DSC_0117.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0117.JPG

  • DSC_0143.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0143.JPG

  • DSC_0151.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0151.JPG

  • DSC_0157.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-frendzona-2017/DSC_0157.JPG

  • Современный театр – это всегда эксперимент. Кто-то экспериментирует с содержанием, кто-то с формой, кто-то – с декорациями, кто-то – с самими зрителями. Именно так поступили еще одни зарубежные участники фестиваля «Наш кислород 2.0»: представляя документальный спектакль «Билингвы. Брест», актерская компания «Напротив» не только заставила разместить всех зрителей на сцене, но и посадила их в круг, сделав всех полноценными участниками монолога о языке, национальной идентичности и самоидентификации. Здесь уже на развитие действия работали не столько декорации (их был минимум: два табурета, булыжник и горсть камешков), сколько тот внутренний отклик, который нашли во всех нас вопросы, заданные размышляющим.

    А еще театр – это не всегда каноны. Современный так уж точно. Он, наоборот, предполагает поиск новых форм и неожиданных решений, построен на контрастах. Совершенно необычную постановку – двойной моноспектакль режиссера Евгения Балтина «Дочка» по одноименному рассказу Захара Прилепина и пьесе Екатерины Гуземы «Вся правда о моем отце» – представил московский театр «СТУДИЯ.project» . Сначала Он ведет эмоциональный рассказ о своих отношениях с любимой, к которой относится с особой нежностью, как к дочке, затем Она отстраненно и флегматично передает историю своего детства и нелюбви отца. Все это сопровождается видеоперфомансом в режиме реального времени, который творится здесь же, на сцене. При крайней мобильности и минимуме декораций максимум погружения и эмоционального отклика.

    spektakl-dochka-2017

  • DSC_0356.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-dochka-2017/DSC_0356.JPG

  • DSC_0355.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-dochka-2017/DSC_0355.JPG

  • DSC_0363.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-dochka-2017/DSC_0363.JPG

  • DSC_0345.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-dochka-2017/DSC_0345.JPG

  • DSC_0372.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-dochka-2017/DSC_0372.JPG

  • DSC_0371.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-dochka-2017/DSC_0371.JPG

  • DSC_0441.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-dochka-2017/DSC_0441.JPG

  • DSC_0374.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-dochka-2017/DSC_0374.JPG

  • DSC_0380.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-dochka-2017/DSC_0380.JPG

  • DSC_0383.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-dochka-2017/DSC_0383.JPG

  • DSC_0395.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-dochka-2017/DSC_0395.JPG

  • DSC_0425.JPG

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/spektakl-dochka-2017/DSC_0425.JPG

  • * * *
    Фестиваль «Наш кислород 2.0» стал глотком свежего воздуха для всех, кто принимает и любит современный театр. А для тех, кому творческий язык современных драматургов и режиссеров не совсем понятен, позволил увидеть совершенно разные примеры воплощения простых и не очень историй, существенно расширив рамки восприятия. Поиск новых форм, сюжетов, смыслов продолжается. Какими они будут, покажет фестиваль «Наш кислород» уже в следующем году.

    Фото: Елена Зачепа

    Елена Зачепа проспект Славы, 60 308000 Белгород +7 (4722) 58-44-00
     
    По теме
    Современный комплекс ГТО отметил своё 10-летие. Под знаком этой красивой даты в Новосибирской области проходит серия мероприятий – традиционных и новых.
    Всероссийский спортивно-физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - представляет собой систему физического и морально-психологического воспитания граждан в России и является важной частью федерального проект
    Глава администрации Валуйского городского округа Алексей Дыбов вручил заслуженные награды работникам культуры Валуйской территории Глава администрации Валуйского городского округа Алексей Дыбов вручил заслуженные нагр
    VSH_3038.jpg - Губернатор и правительство Основная тема обсуждения — условия ведения бизнеса в текущей оперативной обстановке  «Последние три недели были тяжелыми для города Белгорода, Белгородского района, Грайворонского округа, для всех нас,
    Губернатор и правительство
    Уборка памятников - Управление образования Уборка памятников-неотъемлемая часть мероприятий по сохранению исторического наследия.
    Управление образования
    В музей всей семьёй - Районный краеведческий музей Виртуальное путешествие по Крымскому полуострову совершили гости музея из старого Оскола.
    Районный краеведческий музей