Сатирический плакат - боевое оружие, эффективно использующееся в разные этапы нашей истории. Меткость идеи и высокое мастерство исполнения, самобытность стиля авторов - все это позволяло плакатам добиваться, возможно, большего, чем самым пылким речам и обширным статьям.
"История глазами Кукрыниксов" - выставка сатирического плаката, открывшая свои двери в Белгородском государственном художественном музее.
"Пенсия Муссолини", "Под лаваленым сапогом", "У ворот Восточной Пруссии", "Последний крик парижской моды", "Гиммлер" - это лишь часть плакатов из 13-ти, представленных на выставке.
|
|
Кукрыниксы - это псевдоним трех художников , которые прославились благодаря сатирическим плакатам Советской эпохи. Псевдоним составлен из первых слогов фамилий Михаила Куприянова и Порфирия Крылова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Художники еще в годы своего студенчества объединились в творческую группу: вместе они нашли новый единый стиль, сочетающий в себе индивидуальное мастерство каждого из авторов. Особой популярностью пользовались сатирические плакаты Кукрыниксов.
|
|
Вернемся на несколько десятков лет назад. Нападение фашистов на Советский Союз вызвало необходимость поднять боевой дух и пробудить патриотический настрой у людей. Плакатное искусство уже доказало свою эффективность для этих целей еще в годы гражданской войны. Вспомните "Окна РОСТА". Теперь подобное искусство стало носить название - "Окна ТАСС".
" Уже на второй день после нападения гитлеровской Германии на СССР, появился превосходный плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!". Плакат пробуждал патриотические чувства советских людей, являлся важным средством пропаганды, мощным боевым оружием , - рассказывает Инна Климова, главный хранитель Белгородского государственного художественного музея. - События Великой Отечественной войны представлены на выставке 5 плакатами, среди которых сатирический портрет Гиммлера, экспонировавшийся в 1943 году на выставке в Третьяковской галерее ".
Инна Климова, главный хранитель Белгородского государственного художественного музея |
|
Еще один важный момент популярности плакатов - это мобильность карикатурного жанра . Авторы могли мгновенно откликаться на происходящие события: с помощью красок и трафарета рождалось идеологическое оружие, которое отправлялось на фронт, активно распространялось в тылу. Их публиковали в газетах и журналах, в том числе в сатирическом - "Крокодиле".
Глядя на плакаты, удивляешься: как удалось сохранить яркость красок у этих графических листов. Ведь, прежде чем попасть в художественный музей нашего города, работы хранились в Республиканском центре художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда». И лишь в 1986 году фонд белгородского музея пополнился коллекцией этих работ. Секрет яркости изображения - в составе красок . Краски на клеевой основе, которые использовали художники, очень стойкие сами по себе. Напомним, что каждый плакат выполнен вручную, каждый - с автографом Кукрыниксов.
|
|
Узнать интересные факты о сатирических плакатах в годы Великой Отечественной Войны и послевоенные годы, о их роли в формировании идеологии и увидеть работы Кукрыниксов можно будет до 4 сентября.
|
|
<